Дети в храме.

Литургия Иоанна Златоустаго, 13 декабря 2015гРубрика «Православная педагогика»

Посещение храма и участие в таинствах должно быть для ребенка светлым событием, но для некоторых детей это время превращается в скучную, непонятную, а порой и тягостную обязанность.

Что делать, чтобы привить детям любовь к Церкви?

Дети в силу различных причин не могут стоять на молитве так же, как взрослые. Поэтому, собираясь с ребенком в храм, родителям необходимо учитывать особенности возраста своего чада.

Детей от рождения до года обычно приносят в храм только для причащения.

Vhrame1Дети от года до 3 лет могут спокойно вести себя в храме не более получаса, но при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным и торжественным моментам. Например, на всенощное бдение с ребенком достаточно прийти к началу полиелея. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание елеем). После елепомазания можно покинуть храм. На литургию нужно приходить за 10-15 минут до начало причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре в храме обычно бывает затишье, во время которого дети могут поставить свечи, поцеловать иконы. После того как ребенок причаститься, лучше достоять с ним до конца службы и только потом отправляться домой. С детьми этого возраста родителям следует стоять позади всех молящихся, чтобы ребенок не привлекал к себе внимания. Если ребенок ведет себя спокойно можно проводить в храме больше времени.

Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса до часа или полутора часа к 7 годам. Поскольку детям трудно стоять на одном месте можно им поручить поправлять свечи, привлекать к пению. Родителям надо стоять рядом с детьми, подсказывать как вести себя во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, совершить земной поклон, делая все вместе с ним. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или в передней части храма, чтобы лучше видеть службу. В летнее время в отдельные моменты службы можно выходить на улицу. Например, на Всенощном бдении из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую Херувим…». Важно не количество во времени, проведенного ребенка во храме, а благоговение. Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться тогда, когда он сможет вновь собраться и вести себя тихо. Родители должны научиться чувствовать золотую середину: не перегибать палку и не заставлять ребенка делать то, что он еще просто не способен, но в тоже время не давать ему повода расслабляться. Кстати, первая крайне опаснее, чем вторая.

Vhrame2Дети от 7 до 14 лет постепенно становятся выстоять в храме полную службу (2-2,5 часа). Очень важно, чтобы родители объясняли богослужение, смысл тех или иных действий священнослужителя. Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и об упокоении своих близких, знать, для чего он это делает.

Родители, которые постоянно приходят в храм с детьми, вынуждены подстраиваться под их уровень развития, в итоге сами проводят в церкви меньше времени, чем хотелось. Причащая детей каждую неделю, допустимо одному из родителей причащаться с детьми, не находясь на всей службе. Но обязательно, готовясь к причастию прочитав Последование к Причащению, а также Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Детей следует часто носить в церковь, прикладывать ко кресту, Евангелию и иконам, а дома подносить под иконы, осенять крестным знамением, окроплять святой водой и окуривать благовониями, нужно чтобы младенца чаще благословлял священник, чтобы по возможности в дом приносили иконы из храма и служили молебны. Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важным центром интересов для них станет приходской храм. Родители должны подымать в глазах детей духовный авторитет пастыря.

Vhrame3Итак, как нам приобщать детей к церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности – чуть меньше, чем «по силам»; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.

 

Возможные трудности

Родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. Крайне опасно заставлять ребенка выстаивать всю службу. Vhrame4Если, например, он пришел в храм только в 10 лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания в храме (полчаса) и постепенно, по мере воцерковления. Увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту. Надо рассчитывать на физические силы детей. Например, если ребенок устал во время службы, можно предложить ему сесть на лавочку. Но при этом обязательно объяснить, в какие важные моменты службы обязательно нужно вставать. Родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм как на праздник – насилие в этом деле далеко не лучший метод. В случае, если ребенок может выстоять определенное для него время. Но заупрямился, плохо себя ведет и не успокаивается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выведя из храма или не допустив до причащения. Это правильнее, чем заставлять его молиться или идти на причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или причащение как наказание. Наказание должно быть лишение права молиться или приступить к тому или иному таинству, а не сама молитва или таинство.

Как правило серьезные проблемы возникают при разногласии между отцом и матерью в вопросе посещения ребенком церковных служб, особенно если один из родителей категорически против. Поскольку церковная молитва – это не только праздник, но и труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Он будет стараться «спрятаться» за того родителя, который, дает ему возможность расслабиться. Здесь от воцерковленного родителя требуется мудрость и терпение. Особое внимание следует уделять детям, вошедшим в подростковый возраст. В их жизни все большую роль начинают играть сверстники.Vhrame5 И поэтому очень важно, чтобы в храме были друзья, например, из воскресной школы (хорошо, если при храме организуются паломнические поездки, походы и летние лагеря, работают кружки, выпускается газета и так далее). Конечно есть опасность, что, оказавшись на богослужении вместе, ребята начнут болтать или хихикать. Лучше до 11-12 лет не оставлять детей в компании с друзьями без присмотра во время службы. А к 13-14 годам, когда дети взрослеют, можно и нужно разрешать им стоять со сверстниками отдельно от родителей.

 Валентина Палий, психолог,
педагог воскресной школы «Божья коровка».

Статьи из Рубрики «Православная педагогика»

Просмотры (239)