«От Господа стопы человеческие исправляются»

(к 20-летию обретения мощей преподобного Максима Грека – 4 июля по н.ст.)

На пути к духовному Просвещению,

религиозному воспитанию и образованию,

в поисках Истины, смысла и старины.

grek1

Мы сидим в приемном кабинете протоиерея Максима Иванова в Георгиевско-Вознесенском храме, что в тюменском заречье, за «мостом влюбленных», в исторической части города. Уважительный, внимательный и терпеливый, батюшка смотрит на меня и удивляется:

– Ты пришел поговорить ко мне о преподобном Максиме Греке? На нашем приходе мы больше празднуем и отмечаем День тезоименитства 4 февраля, в день кончины преподобного. И каждый раз в этот день из года в год я произношу проповедь по его Житию и фактически нет ничего нового, существенного. Ведь сколько ни сказано и ни написано об этом великом святом – источники все давно известны, и их можно прочесть, а различные отдельные факты из его жизнеописания можно посмотреть в новоизданных книгах, житии, вообще в средствах массовой информации.

– Отче, он твой небесный покровитель, и никто так не почувствует истинный дух и характер его, как носящий имя святого и старающийся подражать своему небесному заступнику. Кроме того, ты учился в Московской духовной академии в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре, где многострадальный старец Максим провел последние земные годы и был погребен, почему память его особенно близка тем, кто каким-либо образом связан был в своей жизни с обителью преподобного Сергия Радонежского. Ты, отец Максим, напитан тем духовно-молитвенным духом, что в изобилии несет в себе Троице-Сергиева Лавра и который не только дополнен духом святого Максима как яркой индивидуальности, но и созвучен с духом других подвижников этой святой обители. Максим Грек, как потрудившийся на землях Руси, в ее одной из самой почитаемой общерусской святыне, входит в Собор святых, в земле Русской просиявших, и в Собор Радонежских святых – учеников и подражателей славного игумена Руси Сергия. Знаю и вспоминаю также и то, о чем напомнил мне иерей Петр Овсянников (православные тюменцы хорошо знают этого священника, сейчас он служит в г. Тобольске), а именно, — в раскопках, проводившихся в июле 1996 г. в Лавре преподобного Сергия с целью обретения мощей блаженного аввы Максима, участвовали и Вы. Кстати, нынче ровно 20 лет обретения святыни – круглая дата.

– Это было прекрасное время, – задумался и как-то оживился, внутренне озарился отец Максим, и продолжал: – Собрали всех студентов академии, носящих имя Максим, и поручили им помогать осуществлять это доброе начинание, это дело под руководством историка, церковного археолога С.А. Беляева. Мы, поочередно, постоянно копали и сами относили землю на носилках. Дело происходило там, с правой, северо-западной стороны от Свято-Духовского храма, где и был погребен преподобный Максим. Работали кропотливо, постепенно снимался слой за слоем, и на каждом культурном слое можно было обнаружить косточки умерших в разные годы и века насельников, благотворителей или жертвователей монастыря. Обнаружили святые останки угодника Божия не мы, сейчас уже не помню кто именно, но трудились усердно. Потому, помню, что после обретения и освидетельствования мощей специальной комиссией собрали всех участников раскопок и тепло поблагодарили. Затем собрался весь «освященный собор», пришли многие монашествующие, миряне, начальствующие, наместник Лавры тогда архимандрит (ныне архиепископ) Феогност, и собрались певчие хора с знаменитым регентом архимандритом Матфеем (+2009). Трогательно и по-лаврски могуче и широко зазвучала торжественная прославляюще-победная молитвенная песнь и величание «Ублажаем тя, преподобне отче наш Максиме…» Святой Максим был прославлен в 1988 г., а теперь на христиан нашла новая радость – обретение его многоцелебных мощей.

Да, мысленно думается мне, вот так в жизни каждого совершается свой особенный жизненный промысл Божий, и сколько всего можно было бы найти и узнать, если бы каждый рассказал о чем-то своем уникальном и сокровенном, таинственном и чудесном! Точно – «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Сколько же сотворил Господь наш Иисус, если эти заимствованные нами из Святого Евангелия слова обратил к Христу Его любимый ученик Иоанн Богослов? И вот наш, тюменский, о. Максим участвует в наше же время в поисках своего небесного покровителя – и, крепко надеемся, входит в разряд истинных земных его чад не только по дару и благодати святого, «по имени и житие его», но и по собственному, личному взаимодействию. Когда отец Максим воцерковлялся, это были годы прославления преподобного Максима. И протоиерей Валерий Гордеев предложил своему духовному сыну выбрать небесного молитвенника и предстателя самому, так сказать, по внутреннему устроению (память двух великих отцов Максима Грека и Максима Исповедника совершается в один день, потому что удостоился преподобный Максим Грек преставиться в день памяти своего небесного покровителя). Максим Иванов избрал Грека.

Я глядел на отца Максима, сидящего предо мной, рассматривал его греческой выкройки подрясник и летнюю греческую скуфью и пытался мысленно отыскать некое внешнее или внутреннее сходство в нем вообще с греком и конкретно с преподобным Максимом, личностный образ которого так здесь востребован и имя которого почило на батюшке. Все люди — братья и сестры во Адаме – так, по крайней мере, считают православные христиане. А он, словно уловив мою мысль, широко улыбался, показывая ряд прекрасных здоровых белых зубов с богатой растительностью на лице в виде аккуратной и густой бороды, красивой, чуть вьющейся копны черных волос, – улыбался, охватывая меня проницательным взглядом черных глаз, и всем своим видом как бы вопрошал: «Разве я хотя бы чуть-чуть не похож на грека?»

grek2

Обретение мощей преподобного Максима Грека, лето 1996 г.

Преподобный Максим Грек, как уже было сказано, по своим подвигам принадлежит Русской Православной Церкви. Святой Максим (в миру Михаил Триволис) родился в 1470 г. в Арте, в Греции. Начальное образование получил на о. Керкира (Корфу). В поисках истины и подлинного знания Михаил много путешествовал по Европе (Париж, Флоренция, Венеция и др.), глубоко изучил философию, богословие, историю, словесные науки, основательно языки латинский, древнегреческий, занимался освоением французского и итальянского. Подобно своему небесному покровителю Максиму Исповеднику, он являлся образованнейшим человеком своего времени.

Постепенно духовные искания приводят Михаила на Афон, где он принимает постриг в Ватопедском монастыре. Отец Максим Иванов во время беседы рассказал, что ему посчастливилось неоднократно бывать на Афоне. В Ватопеде сохранились места, связанные с подвижническими трудами преподобного Максима, и даже, к примеру, старинный обеденный стол, за которым ученик и последователь Христов некогда сидел и вкушал трапезу. Иноки обители по сию пору считают преподобного Максима «своим» святым и весьма почитают. Вообще, на Афоне любят и знают Максима Грека, хотя он все же стал русским святым, чадом Русской Православной Церкви. Так в Христовой Церкви в действительности исполняются слова дивного апостола Павла: «Во Христе нет ни иудея (еврея), ни эллина (грека), ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского» (ср. Гал. 3, 28). На Афоне святой Максим продолжил свое высшее образование и самообразование, с увле­че­ни­ем изу­чая древ­ние ру­ко­пи­си.

В это вре­мя великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) по­же­лал разо­брать­ся в гре­че­ских ру­ко­пи­сях и кни­гах сво­ей ма­те­ри, Со­фии Па­лео­лог, и об­ра­тил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху с прось­бой при­слать ему уче­но­го гре­ка. Инок Мак­сим по­лу­чил благословение ехать в Моск­ву. Пробыв на Афоне около 10 лет, он отправился в далекую Русь.

Кстати, нынешний 2016 год знаменателен. Отмечается 1000-летие пребывания русских на Святой Горе Афон. А, как мы видим, и афониты (Максим Грек и др.) с успехом и всеобщей пользой подвизались на русской земле.

По при­бы­тии Максиму бы­ло по­ру­че­но пе­ре­ве­сти на сла­вян­ский язык тол­ко­ва­ние на Псалтирь, позже толко­ва­ние на кни­гу Де­я­ний апо­сто­лов и несколь­ко бо­го­слу­жеб­ных книг. Усерд­но, тща­тель­но пре­по­доб­ный Мак­сим стремил­ся ис­пол­нить по­ру­че­нное, однако сла­вян­ский язык не был род­ным для него и по своем прибытии в Россию ученый грек не сразу прекрасно овладел им. Кроме того, перевод осуществлялся «двойной», т.е. с греческого на латинский и только затем на славянский язык. Отсюда воз­ни­ка­ли неточ­но­сти в пе­ре­во­де.

Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам весьма це­нил тру­ды пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Но когда московскую кафедру за­нял митрополит Да­ни­ил, по­ло­же­ние из­ме­ни­лось. Но­вый предстоятель Русской Церкви благословил, чтобы святой пе­ре­вел на славянский язык церков­ную ис­то­рию блаженного Фе­о­до­ри­та. Максим от­ка­зал­ся, объясняя свой поступок тем, что «в сию ис­то­рию вклю­че­ны пись­ма рас­коль­ни­ка Ария, а сие мо­жет быть опас­но для простоты». Этот прецедент послужил началом неприязни мит­ро­по­ли­та к Мак­симу Греку.

Несмот­ря на очевидную немилость, пре­по­доб­ный Мак­сим про­дол­жал усерд­но трудить­ся над ду­хов­ным и религиозно-нравственным про­све­ще­нием Ру­си. Он писал пись­ма про­тив папства, языч­ества, дискутировал с верованиями мусульман. Образованный переводчик, кроме того, пе­ре­вел тол­ко­ва­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Златоуста на Еван­ге­лия от Матфея и Иоан­на, на­пи­сал несколь­ко соб­ствен­ных со­чи­не­ний.

Ко­гда Ва­си­лий Иоан­но­вич решил развестись с су­пру­гой Со­ло­мо­ни­ей, по причине ее неплодства, Мак­сим, стараясь уберечь ве­ли­кого Мос­ков­ского кня­зя от нехристианского поступка направил «Гла­вы по­учи­тель­ные к начальствую­щим правоверных», в ко­то­рых убеждал, что высокое по­ло­же­ние обязыва­ет кня­зя не поко­рять­ся жи­вотным стра­стям. Это не понравилось последнему и тогда Максиму припомнили все. Незначительные и редкие описки и ошибки, обна­ру­жен­ные в пе­ре­во­дах, бы­ли вме­не­ны Мак­си­му в ви­ну, как сознательная, умышленная пор­ча книг. Поднялись многочисленные клеветники и завистники, не забывшие его обличений, и те, от кого обиды и злобы святой никак не ожидал, потому что ранее только благодетельствовал им. В результате его обвинили в ереси и за­клю­чи­ли сначала в Иосифо-Волоцкий, а затем, спустя несколько лет, перевели в Тверской Отроч монастырь.

С то­го вре­ме­ни на­чал­ся иной, мученический и много­стра­даль­ный пе­ри­од жиз­ни пре­по­доб­но­го. Тя­же­ло бы­ло осужденному в тем­ни­це, но сре­ди душевных и физических стра­да­ний преподоб­ный обрел и ве­ли­кую ми­лость Бо­жию. Он удостоился видения Ангела, утешившего исповедника истины: «Тер­пи, ста­рец! Эти­ми му­ка­ми из­ба­вишь­ся веч­ных мук». Здесь же, в суровой неволе пре­по­доб­ный ста­рец на­пи­сал уг­лем на стене ка­нон Свя­то­му Ду­ху, ко­то­рый и ныне чи­та­ет­ся в Святой Церк­ви: «Иже манною препи­тавый Изра­и­ля в пу­сты­ни древ­ле, и ду­шу мою, Вла­ды­ко, Ду­ха на­пол­ни Все­свя­та­го, яко да о Нем бла­го­угод­но слу­жу Ти вы­ну…»

Находясь в монастыре города Твери, инок Максим на­пи­сал автобиографическое про­из­ве­де­ние «Мыс­ли, ка­ки­ми инок скорб­ный, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу, утешал и укреп­лял се­бя в тер­пе­нии». «Не ту­жи, не скор­би, ни­же тос­куй, лю­без­ная ду­ша, — пело все существо преподобного старца, — о том, что страж­дешь без прав­ды, от ко­их по­до­ба­ло бы те­бе при­ять все бла­гое, ибо ты поль­зо­ва­ла их ду­хов­но, пред­ло­жив им тра­пе­зу, ис­пол­нен­ную Свя­та­го Ду­ха…»

Лишь через два­дцать лет пре­бы­ва­ния в Тве­ри пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли про­жи­вать сво­бод­но и сня­ли с него цер­ков­ное за­пре­ще­ние. По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни Мак­сим Грек про­вел в Тро­и­цком Сергиевом монастыре. Ему бы­ло уже око­ло 70 лет. Го­не­ния и тру­ды сказались на здо­ро­вье пре­по­доб­но­го, но духом он был бодр, и про­дол­жал свои тру­ды. Вме­сте со сво­им ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком Ни­лом пре­по­доб­ный пе­ре­во­дил Псал­тирь с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. Го­не­ния и за­клю­че­ние не сло­ми­ли пре­по­доб­но­го Мак­си­ма.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся во всеобщем уважении и почитании 21 ян­ва­ря (3 февраля) 1556 го­да и был по­гре­бен у се­ве­ро-за­пад­ной сте­ны Ду­хов­ской церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. В исторических свидетельствах за­фиксиро­ва­но нема­ло чудес и бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний, совер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы святого.

В связи с 20-летием обретения мощей преподобного Максима Грека и с 20-летием 4-го выпуска возрожденной Тобольской Духовной семинарии хочется вкратце сказать еще об одном необычном ярком по дарованиям человеке, тесно связанном с Тобольско-Тюменской епархией и приснопамятным Максимом Греком, – ныне здравствующем епископе Елецком и Лебедянском Максиме (Дмитриеве). 6 октября 1989 г. он был возведен в сан игумена и назначен инспектором возрожденной Тобольской духовной семинарии. Здесь его трудами и с благословения митрополита (тогда еще епископа) Тобольского Димитрия был создан и обучен мужской семинарский хор (сейчас им управляет протоиерей Игорь Хмелев). Вспоминаются, помимо хора и спевок, интересные и живые уроки отца Максима по церковному пению, лекции по знаменному распеву, многочисленные миссионерские поездки и многое другое светлое, что внес он в образовательный процесс духовной семинарии и повседневную жизнь ее учащихся.

Интересно обратить внимание на то, что владыка Максим был пострижен в монашество 24 марта 1988 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с именем Максим в честь преподобного Максима Грека. Это был первый из постриженных в честь этого святого, так как официальное прославление угодника Божия состоялось в том же году на Юбилейном Поместном Соборе, который проходил в стенах Лавры с 6 по 10 июня и на котором были также канонизированы и другие святые, среди которых любимые, почитаемые многими: Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Паисий Величковский… Сейчас, «поздним умом», вспоминается горячий, ревностный по Богу, к нравственному началу, чистоте и красоте православного церковного пения нрав игумена Максима и в этом просматривается его определенное сходство с искателем, борцом за истину и правду преподобным Максимом Греком. Как епископ, владыка Максим до Елецка, с 2002 по 2013 год, нес свое апостольское служение на Алтае.

А сколько еще Максимов, носящих имя этого великого подвижника, на Святой Руси! Тех, о ком есть что в действительности рассказать.

Мощи преподобного Максима первоначально были положены в церкви Сошествия Святого Духа. Затем одно время находились в Успенском соборе Лавры. Сейчас мощи преподобного пребывают в Трапезной Сергиевской церкви, а на прежнем месте в Успенском соборе – рака с мощами святителя Макария (Невского), просветителя Алтайского и митрополита Московского. Так Всемилостивый Господь наш Иисус Христос соединяет в жизни и исторических судьбах людей Алтай и Афон, русских и греков, Россию, Троице-Сергиеву Лавру и Ватопед.

grek3

 

В текущем году мы были свидетелями важного исторического события – с 27 по 29 мая состоялся совместный визит главы Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и главы Российского государства, президента Владимира Путина на Святую Гору Афон. В эти дни празднуется 1000-летие русского монашества на Афоне. В связи с этим вспоминается пребывание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святой Горе Афон в июне 2013 года.

В приветственном слове Патриарху игумен обители Ватопед архимандрит Ефрем тогда подтвердил важнейшую роль России для святой Афонской горы. Отец Ефрем также назвал имя великого угодника Максима Грека, чьи труды и само пребывание в Руси способствовало налаживанию тесных связей Москвы с главной святыней греческого народа. «Во времена турецкого владычества, — говорил, в частности, почтенный архимандрит, — Россия неоднократно помогала Ватопедской обители и всей Святой Горе, находящимся в духовной юрисдикции всечестной нашей Вселенской Патриархии. Этому способствовало пребывание в пределах российской державы как преподобного Максима Грека, ватопедского монаха, в XVI веке, так и других ученых отцов-святогорцев в разные годы.

Преподобный Максим Грек, выдающийся ученый и добродетельный святогорский монах, прибыл в Россию по приглашению великого государя Василия III и московского митрополита Варлаама и, прежде всего, по благословению Вселенской Патриархии, чтобы продолжить переводческую деятельность, начатую святыми Кириллом и Мефодием, став тем самым одним из просветителей русского народа.

В архиве нашего монастыря хранится славянская рукопись бесед святителя Иоанна Златоуста в переводе святого Максима Грека, написанная его учеником Сильваном в Троице-Сергиевой Лавре в 1524 г. Также хранится икона Божией Матери, которую великий государь Василий III даровал монаху Неофиту, проигумену Ватопедской обители, сопровождавшему преподобного Максима в Россию в 1517 году».

В ответном слове, обращенном к игумену обители Ефрему и ее насельникам, Святейший Патриарх Кирилл также высоко оценил преподобного Максима Грека, принесшего в Россию подлинное образование и просвещение, отметил дух исповеднического служения Божьего угодника ради истины и указал на тесную духовную связь двух великих обителей. «История Святой Горы, – согласился и подтвердил Предстоятель Русской Православной Церкви, – связывается с историей Русской Церкви на протяжении тысячи лет. И вы очень хорошо это проиллюстрировали в своем слове, приведя большое количество ярких примеров связей Святой Руси с Ватопедским монастырем. Среди многих имен, которые Вы назвали, хотел бы подчеркнуть имя Максима Грека – ватопедского монаха, который много потрудился в деле просвещения русского народа и переводов церковной письменности с греческого на церковнославянский язык. Частица его мощей была передана Ватопедскому монастырю в 2000 году, а сами мощи его почивают в Троице-Сергиевой Лавре – нашей святой и прославленной обители».

Многое повидал, изучил и знаменитого в плане земного преуспеяния мог добиться святой Максим, если бы искал благ мира сего. Но подобно сибирскому чудотворцу Иоанну Тобольскому, 100-летие прославления которого мы отмечаем в этом году, не искал своей воли, а жил по воле Божьей, не стремился получить земных благ, но всецело увлечен был к небесным, по воле же Господа оставил теплый климат Афона и по послушанию отправился на суровую для южанина русскую землю, как и просветитель и самый известный святой всея Сибири святитель Иоанн из-под Чернигова в хладный Тоболеск.

Многое постиг Максим Грек на этой земле, стяжал настоящее знание, духовность и образованность. С этим «стяжанием» прибыл на Русскую землю, которую обильно просвещал беседами, проповедями, переводами, посланиями, поучениями. Здесь же и пострадал, и здесь, достигнув всепрощения и жертвенной любви, вечной немеркнущей небесной славы сподобился…

И все же от «Господа стопы человеческие исправляются» (Пс. 36, 23). Каждый человеческий талант вложен Создателем всяческих благ в природу и естество наше и облагодатствован Духом Святым, чтобы человек максимально был задействован в Божьем благобытии и приложен всеми гранями своих умений, способностей и дарований к Богу, ближнему, к окружающему нас миру, и чтобы в плодотворных деятельных и молитвенных трудах нашел свое успокоение, счастье, призвание, смысл бытия.

Таким призван быть всякий человек, таким был и преподобный Максим Грек. Труден и тернист был добровольно им избранный путь святого во Христе, сопровождающийся подлинным послушанием и отсечением воли своей пред Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. И тем большую Божественную благодать и вечную неувядающую славу, горячую молитвенную память и благотворное земное почитание обрел он, ибо сказано: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих…, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

«Ублажаем тя, преподобне отче Максиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Диакон Валерий КАЗАНЦЕВ, г. Тюмень

 Вариант для печати От Господа стопы человеческие исправляются.

Просмотры (291)